Катастрофа пассажирского самолета Як-42 с хоккеистами "Локомотива"
7 сентября 2013 года

Седьмого сентября 2011 года пассажирский самолет Як-42Д с бортовым номером RA-42434 ЗАО "Авиационная компания "Як Сервис", выполнявший нерегулярный международный рейс по маршруту Ярославль - Минск, разбился при взлете из аэропорта "Туношна" в Ярославской области.

Ниже приводится справочная информация.

На борту находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив" (37 пассажиров) и восемь членов экипажа. "Локомотив" направлялся в Минск, где на следующий день должен был сыграть с местным "Динамо" в своем первом матче сезона-2011/12 Континентальной хоккейной лиги.

В простых метеоусловиях самолет начал разбег на взлетно-посадочной полосе аэропорта. Во время разбега самолет выкатился за пределы ВПП и взлетел с грунта примерно в 400 метрах за ее торцом. Полет длился несколько секунд. Самолет набрал высоту не более 5-6 метров, затем столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 метрах от торца ВПП и имеющей высоту около трех метров, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 метрах от торца ВПП на берегу реки Туношонки и разрушился. Основная часть фрагментов самолета была разбросана на расстоянии 800-900 метров от торца ВПП.

Сорок три человека погибли сразу (39 - от механических повреждений тела, трое - из-за утопления, один - из-за термических повреждений). Выжили только хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба после крушения самолета оказались в реке. Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолета и назвал свою фамилию сотрудникам полиции. Выжившие были госпитализированы.

Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в Институт хирургии имени Вишневского в Москве, где скончался 12 сентября. Сизов на следующий день после катастрофы был отправлен в реанимацию НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела. Состояние пациента было крайне тяжелым.

Нападающий Максим Зюзякин и финский тренер вратарей Йорма Валтонен не полетели с командой в Минск и остались живы.

7 сентября Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию для расследования причин катастрофы. Ространснадзор приостановил эксплуатацию самолетов Як-42 у всех авиакомпаний, использующих эти машины. По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ. Следствие рассматривало версии о неисправности самолета и ошибке пилотирования.

9-11 сентября в Ярославской области были объявлены траурными днями.

В связи с гибелью основного состава "Локомотив" не выступал в КХЛ в сезоне-2011/12.

10 сентября в ледовом дворце спорта в Ярославле состоялось прощание с погибшими. В самом Ярославле были похоронены 14 человек, тела остальных были доставлены в другие города и страны. Среди погибших были граждане Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции и Латвии.

22 сентября Александр Сизов был допрошен заместителем председателя МАКа по расследованию авиационных происшествий Георгием Ячменевым. По словам Сизова, замечаний к работе авиатехники при подготовке к полету и в ходе взлета не было. Сизов отметил, что не видел, кто управлял самолетом во время взлета. Момент катастрофы Сизов не запомнил, он помнил лишь, как лайнер взлетал, а затем очнулся в воде, где горел разлившийся керосин.

По показаниям Сизова МАК уточнил размещение пассажиров: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник. Это исключило версию о том, что самолет не смог штатно взлететь по причине смещения центровки, так как основная часть пассажиров якобы находилась в переднем салоне.

В начале октября 2011 года Сизов успешно перенес пластические операции на лице и шее. 26 октября он был выписан и собирался продолжить профессиональную деятельность, но планировал отказаться от полетов.

7 октября МАК сообщил, что в соответствии с решением комиссии по расследованию катастрофы была утверждена программа эксперимента для реконструкции аварийного взлета самолета Як-42Д, который провели на базе ЛИИ имени М. М. Громова (аэропорт Раменское) на самолете Як-42 RA-42412. 21 октября все этапы работы по расследованию катастрофы были выполнены. 2 ноября 2011 года МАК обнародовал результаты.

Комиссия МАК провела математические расчеты, расшифровку данных бортовых самописцев, эксперимент с аналогичным самолетом, привлекла независимых экспертов. Результаты были направлены в следственные органы России.

Согласно полученным результатам, Як-42 был полностью исправен, взрывов и пожара на борту не было, внешние причины не влияли на взлет. Полет выполнялся днем в простых метеоусловиях, самолет был заправлен достаточным количеством топлива, к качеству которого замечаний не было. Взлетная масса, центровка, характеристики устойчивости и управляемости соответствовали установленным параметрам.

Согласно выводам МАК, основной причиной катастрофы стало то, что весь экипаж действовал несогласованно. Так, бортинженер посчитал, что командир решил прекратить взлет, дернув колонку штурвала, и перевел двигатели на малые обороты. Однако он дал команду "взлетный", и бортинженер перевел селекторы во взлетный режим, что негативно повлияло на процесс взлета.

Отклонение штурвала было связано с тем, что пилоты не рассматривали возможность прекращения взлета, но в какой-то момент второй пилот отпустил штурвал. Его одернул командир. Тогда они уже вдвоем стали тянуть штурвал на себя с силой, превышающей допустимую. В результате судно свалилось на левый борт и разбилось.

По мнению комиссии МАК, экипаж мог предотвратить катастрофу, если бы своевременно оценил ситуацию и за километр до конца ВПП прекратил взлет. Непосредственной причиной катастрофы были названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолета, сделанные командиром либо вторым пилотом.

В результате скорость самолета в конечной стадии взлета была ниже необходимой на 20 км/ч. Тормозящая сила в 8 тонн могла быть создана только при использовании системы торможения основных колес шасси. Комиссия предположила, что пилот не просто жал на тормозные педали, а упирался в них, вытягивая штурвал вверх. Кто именно тормозил во время взлета, установить не удалось (это мог быть и командир, и второй пилот). По мнению комиссии, пилот мог и не заметить, что нажимал на тормоз.

Результаты экспериментов подтвердили данные с черных ящиков о том, что один из пилотов нажимал педаль тормоза. При этом МАК опроверг версию о том, что пилоты взлетали на стояночном тормозе. Согласно данным бортовых самописцев, ручка стояночного тормоза находилась в выключенном положении.

6 сентября 2012 года следствие предъявило обвинение бывшему замгендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадиму Тимофееву в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). По данным следствия, именно Тимофеев отвечал в компании за квалификацию летного состава и ее проверку. Следователи установили, что он допустил грубые нарушения правил безопасности при допуске экипажа к полету.

3 сентября 2012 года в Екатеринбурге был открыт памятник погибшим игрокам. Он представляет собой хоккеиста, который в левой руке держит клюшку, а правую приподнял на уровень груди, сжав пальцы в перчатке как бы в кулак, но не до конца. На груди у него эмблема "Локо", а на правом плече - цифра 37. На постаменте расположена табличка с именами всех жертв авиакатастрофы.

7 сентября, в годовщину катастрофы, были открыты мемориалы на Леонтьевском кладбище в Ярославле и на берегу реки Туношонка.

В августе 2013 года мэрия Ярославля сообщила, что средняя школа №9 будет носить имя своего известного выпускника - хоккеиста Ивана Ткаченко, погибшего в авиакатастрофе. В этой школе учились еще девять игроков команды: Михаил Баландин, Виталий Аникеенко, Андрей Кирюхин, Александр Васюнов, Никита Клюкин, Артем Ярчук, Даниил Собченко, Юрий Урычев, Максим Шувалов.